Коммерсантъ,
11 июля 2025 г.
Опять не выпускают самолет
139 просмотров
За шесть месяцев 2025 года количество длительных задержек российских авиакомпаний удвоилось и сравнялось с показателями всего 2023 года, свидетельствуют данные «АльфаСтрахования». Сами авиакомпании настаивают, что не фиксируют существенного роста, утверждая, что помимо объективных причин, связанных с регулярным введением режима ограничений полетов, основным фактором задержек рейсов остаются метеоусловия и работа наземных служб аэропортов. Часть экспертов прогнозирует рутинизацию налетов беспилотников, часть полагает, что по завершении боевых действий такие атаки станут такой же редкостью, как попытки угона самолетов.
За текущее полугодие из-за погоды и регулярных «Ковров», а также майского коллапса в аэропортах количество длительных задержек уже сравнялось с объемами всего 2023 года. Количество задержек от часа и до трех часов и более выросло за полгода вдвое к аналогичному периоду 2024 года, а от четырех часов — в 2,5 раза.
Такие данные в ответ на запрос “Ъ” предоставила «АльфаСтрахование». Компания оформляет полисы добровольного страхования авиапассажиров, которые в том числе включают риски задержки или отмены рейса. Для отслеживания статуса рейсов до 2022 года страховщик использовал данные агентства FlightStats (Cirium). После того как в 2022 году Cirium прекратил работать с Россией, в «АльфаСтраховании» разработали собственную систему сбора и анализа данных, сервис начал функционировать в полном объеме с 2023 года.
«АльфаСтрахование» отслеживает регулярные пассажирские рейсы 30 российских авиакомпаний, на которые приходится порядка 97% всех регулярных перевозок. В 2024 году компания отследила статусы свыше 680 тыс. регулярных авиарейсов (см. график). По данным ГК по ОрВД, за год в РФ выполняется до 1,5 млн рейсов, из них на регулярные пассажирские перелеты приходится около 700 тыс. (514 тыс.— на группу «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии»).
В 2024 году, следует из статистики «АльфаСтрахования», число задержек свыше часа выросло год к году на почти 60%, до 49 тыс. В общем объеме отслеженных рейсов их доля выросла за год с 4,7% до 7%. В первом полугодии 2025 года этот показатель вырос к январю—июню 2024 года на 72% (9,1% всех рейсов), а к первому полугодию 2023 года — в 3,5 раза, до 29,8 тыс. рейсов. Это почти столько же, сколько было задержано от часа за весь 2023 год (31 тыс., 4,7% от общего). В мае этого года на час и более задерживался каждый десятый рейс.
Количество задержек от двух часов и более за 2024 год (21,5 тыс., 3%) выросло на 70% к 2023 году (12,7 тыс., 1,9%). В этом полугодии (14,4 тыс., 4,4%) к аналогичному периоду 2024 года таких задержек стало ровно вдвое больше. Количество задержек от трех часов в 2024 году выросло на 75%. Если европейские авиакомпании задержали на три часа и более 1,5% своих рейсов, то в РФ — 1,8%. Но в 2025 году показатель испортился — 4,4%.
Росавиация отслеживает задержки рейсов от двух часов, но не публикует эту статистику. В Минтрансе и ГК по ОрВД вопросы “Ъ” переадресовали Росавиации, где от комментариев отказались.
Наравне с Европой всей
Несмотря на почти двойной рост длительных задержек, в целом по количеству вовремя выполненных рейсов Россия начала уступать странам Европы только в этом году.
До 2022 года пунктуальность российских перевозок учитывалась международными агентствами Eurocontrol, Cirium и OAG в составе европейского региона по классификации IATA (см. график). По международным стандартам рейс считается выполненным по расписанию (on time), если его прибытие происходит в течение 15 минут от запланированного времени. В 2024 году, по данным Eurocontrol, по расписанию в Европе прибыло около 72% рейсов.
По данным «АльфаСтрахования», в России 69% рейсов вылетели в 2024 году в пределах 15 минут от планового времени (в 2023 году — 80%, в 2022-м — 88%). И только за шесть месяцев 2025 года пунктуальность снизилась до 61,9%. Компания считает задержки по времени вылета, поэтому по стандарту on time регулярность рейсов российских перевозчиков может быть даже выше: небольшие задержки можно наверстать в полете.
Опрошенные “Ъ” эксперты в отрасли ситуацию характеризируют как нормальную или даже «парадоксально позитивную с учетом всех обстоятельств», хотя динамику в основном характеризуют как настораживающую. При этом они обращают внимание на то, что отмененные рейсы в статистику задержек не попадают, что может несколько «скрашивать ситуацию». Мнения о том, насколько корректно сравнивать ситуацию на российском авиарынке и на европейском, где в год выполняется в 20 раз больше пассажирских рейсов, разделились.
Все еще высокие показатели вовремя выполняемых рейсов можно объяснить высокой базой: российские авиакомпании отличались хорошей регулярностью полетов и до 2022 года, подтверждает гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Однако эксперты не ожидают улучшения статистики во втором полугодии. Только за 5–7 июля авиакомпании из-за атак беспилотников отменили 485 и задержали 1,9 тыс. рейсов. Динамика объявления планов «Ковер» показывает стабильный рост, предпосылок для улучшения пока не просматривается, считает основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков. Сигнал «Ковер» — это режим ограничений воздушного пространства, который органы ПВО объявляют при появлении дронов. По подсчетам господина Патракова, если в 2023 году аэропорты из-за атак дронов закрывали около 50 раз, в 2024-м — менее сотни, то только за пять месяцев 2025 года — уже более 200 раз.
Тренд на рост длительных задержек не вызывает сомнений, соглашается заместитель гендиректора «АльфаСтрахования» Илья Кабачник. Только за январь-май количество оформленных страховых выплат превысило 37 тыс.— почти столько же, сколько за весь 2024 год. Почти треть (10 тыс.) выплат пришлась на май, средняя сумма компенсации составила 4 тыс. руб. Основная масса обращений приходится на случаи задержек и отмены рейсов. ***
Айгуль АБДУЛЛИНА
Полную версию статьи см. в «Коммерсанте»
Вся пресса за 11 июля 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Авиационное страхование, Страхование выезжающих за рубеж
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 сентября 2025 г.

|
|
АвтоВзгляд, 1 сентября 2025 г.
В России назвали регионы с максимальной долей риска по ОСАГО

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 1 сентября 2025 г.
Суд признал право клиента на возврат денег в случае отмены тура из-за болезни

|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 1 сентября 2025 г.
Курский агрохолдинг требует у «РСХБ-Страхования» более 311 млн рублей

|
|
Бизнес-новости в Кирове, 1 сентября 2025 г.
С 1 сентября изменились условия страхования с господдержкой урожая и сельхозживотных

|
|
Комсомольская правда, 1 сентября 2025 г.
Что изменится в здравоохранении с 1 сентября

|
|
Вечерние ведомости, Екатеринбург, 1 сентября 2025 г.
Верхнесалдинка отсудила 200 тысяч у туроператора за сорванный отпуск в ОАЭ

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 1 сентября 2025 г.
«АТС Смольного» застрахует сотрудников за 65 млн рублей

|
|
Интерфакс, 1 сентября 2025 г.
Страховщикам ОМС отвели год на переоформление лицензий для работы на всей территории РФ

|
|
Наша версия, 1 сентября 2025 г.
Частным клиникам придётся побороться за пациентов

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 1 сентября 2025 г.
Страховая компания заплатит ребенку за травму в аквапарке Екатеринбурга

|
|
CNews.ru, 1 сентября 2025 г.
Борис Павлов, СПАО «Ингосстрах»: Защита файлообмена обусловлена нашей ответственностью перед клиентом

|
|
Медвестник, 1 сентября 2025 г.
Минздрав утвердил новые правила ОМС

|
|
JustMedia, Екатеринбург, 1 сентября 2025 г.
Свердловчанка взыскала со страховщиков 60 тысяч рублей за порез ноги ее сына в аквапарке «Лимпопо»

|
|
ТАСС, 1 сентября 2025 г.
Банки в России обязали согласовывать с ФАС все сделки по покупке конкурентов

|
|
ТАСС, 1 сентября 2025 г.
Вступил в силу закон о запрете навязывать покупателям приобретение допуслуг

|
|
Финансовый директор, 1 сентября 2025 г.
Объем страхования товарных кредитов превысил 5 млрд рублей

|
|
ТАСС, 1 сентября 2025 г.
В России расширили перечень страховых событий для сельского хозяйства

|
 Остальные материалы за 1 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|